Яндекс.Метрика

Во все воронье горло - статейка про звук


мегаж@пищще
 
# 515
Очередной раз меня прорвало на статью :) Желающие могут ознакомится. Критика принимается, тока конструктивная

Люди любят слушать. Женщины, говорят даже любят ушами, правда практика показывает, что одной только музыки для их любви не всегда достаточно. Хотя, может это у меня с воспроизведением не все в порядке.

Впрочем, я отвлекся, поговорить я планирую о звуке, а если точнее - о его воспроизведении. Если еще точнее - о его качественном воспроизведении. Взяться за перо на эту тему меня подвигает обилие техники, щедро предлагаемой супермаркетами "по очень низким ценам" - полки завалены грудами музыкальных центров, домашних кинотеатров, мини- и миди-систем. На полу громоздятся колонны акустики толстой и тонкой, возле коей внушительно стоят "кирпичи" сабвуферов, предусилителей, оконечников интегральников, ресиверов и процессоров… все представленное хозяйство мигает разноцветными лампочками и голосит, кто во что горазд. Картину дополняют малопонятные нормальным людям циферки и буковки, коими предлагаемая техника разрисована иной раз настолько пестро, что хохломская роспись перед этим великолепием стыдливо меркнет. Dolby, DTS, Neo, Multichannel, Digital Top-Art, Class AA, Boost, Bass-Reflex, Turbo, Charge - по разнообразию надписей на панелях аудиотехника может смело соперничать со стенами мужского туалета любого гуманитарного или технического ВУЗа нашей родины. Но в отличие от туалета, за каждую такую надпись производитель намерен получить свою денежку, и не с кого-то, - а с вас, дорогие потребители. Старый как мир вопрос - а оно вам надо? Не знаете? Значит, будем разбираться.

Глава первая. Издевательство над теорией №1.

Далее я попытаюсь "от чистого сердца, простыми словами" попытаться объяснить основы теоретической акустики. Такие объяснения, упрощения и демонстрации "на пальцах" нехороши тем, что смысл они имеют приближенный к реальности. Но если начать оперировать формулами и спецтерминами - эту статью вообще никто читать не будет, ибо неспециалистам в этой ереси не разобраться, а специалисты ее знают гораздо лучше меня.

Итак - что такое "звук". Ну это как раз просто - колебания воздуха. Шепчем ли мы кому-то на ушко "а не пойти ли нам полюбоваться закатом" или, размахивая рюмкой, орем "Славное море - священный Байкал!", процесс происходит один и тот же - наши голосовые связки "толкают" воздух в гортани в такт собственным колебаниям. Легче всего дальнейшее распространение звука можно проиллюстрировать, если представить, что воздух состоит из массы маленьких упругих воздушных шариков, неплотно прижатых друг к другу. И вот подхожу я такой к "крайнему" маленькому шарику и начинаю его беспощадно трясти за его маленькое пузико. Что происходит? Начинают трястись соседние шарики, затем соседи соседей… в итоге, если трясти достаточно усердно, лихо и с размахом, то затрясутся все шарики. На что надо обратить внимание, наблюдая эту, без сомнения, захватывающую картину?
1. процесс передачи колебаний не мгновенный, скорость распространения колебаний зависит от среды, в которой они распространяются (от "материала" шариков").
2. Каждый шарик будет трястись по-своему. Самый первый мы сознательно трясем так, как нам заблагорассудится, все остальные трясутся, получая механические импульсы от соседей, а соседей этих вокруг много, так что колебания отдельно взятого из кучи шарика - это уже результат "наложения" друг на друга разных колебаний. Если наши шарики просто парят в каком-то воображаемом "бесконечном" пространстве - то там картина распространения колебаний более-менее простая, колебания в основном просто потихоньку затухают по мере распространения. А вот если взять да и набить пресловутыми шариками обычную комнату, с мягкой и не очень мебелью, окнами, коврами, мраморными слониками и прочим хозяйством - что получится? Полный бардак, скажу вам, получится. Потому что стекло, дерево и бетон в силу своей упругости будут отражать колебания, меняя изначальное направление их распространения. Отраженные волны обязательно пересекутся как с "прямыми", так и с отраженными от других предметов, и вся эта компания будет усердно друг на друга "взаимодействовать". Ковры, ковролин и шторы - наоборот, будут эти колебания поглощать. А как будет коле$аться отдельно взятый шарик в середине комнаты - да кто ж его знает? Потому что его колебания - это, в данном случае, уже результат наложения целой кучи колебаний, как прямых, так и отраженных. Если "изначальные" колебания достаточно сильные - может случиться и такое, что оконное стекло, или стекло в дверце серванта, или даже шкаф, войдет в резонанс - то есть под воздействием колебаний определенной частоты и силы начинает коле$аться само, со своей частотой, называемой резонансной. То есть мебель или стекла могут запросто добавить "свой голос" в общую какофонию, хотя их никто об этом и не просит.

Подведем небольшой итог наших, пока вполне невинных, забав с шариками:
- мы выяснили, что для получения звука нам необходимо чем-то механически воздействовать на воздух, можно даже выделить две основные составляющие этого воздействия: это сила, с которой мы дергали "шарик", и частота этого самого дерганья. Первая по научному называется Амплитудой сигнала, вторая так и называется - Частота;
- любой звук, который мы слышим - это результат взаимодействия звука, издаваемого источником, с помещением.
Несмотря на скупость выводов, они могут дать обильную пищу для размышлений - например, смотрите вы себе телевизор в зале, а из кухни вас зовет супруга, приглашает, допустим, посуду помыть. При этом она не орет "Василий, не мог бы ты таки добраться до кухни, где я в настоящий момент нахожуся", ее речь гораздо менее информативна: "Ваааааась!". Тем не менее вы безошибочно угадываете, что зовет она Вас именно из кухни, а не из ванной по поводу спинку потереть. Откуда такая уверенность, что вы знаете местоположение источника? А оттуда: мозг уже успел проанализировать звук голоса вашей драгоценной вкупе с теми искажениями, которые привнесли в него помещения по ходу путешествия.
А вы не задумывались, почему от голливудского детектива на DVD впечатлений больше, чем от "Следствия ведут знатоки", хоть бы он и тоже на DVD был записан? Ответ прост: голливудский звукорежиссер со своей командой не один день сидел и обрабатывал звуковые дорожки для того, чтобы у вас во время просмотра визуальный образ максимально соотносился со звуковым, за что не постеснялся впоследствии взять у голливудских продюсеров их голливудских денег. В то время как в нашем легендарном телеспектакле запись голосов майора Знаменского сотоварищи тупо велась с микрофонов, установленных прямо в съемочном павильоне - и вы прекрасно слышите искажения звука от декораций, и искажения эти, оказывается, совсем не те, что должны были бы быть, не "взаправдашние" то есть. Кстати, некоторые звуковые дорожки к западным фильмам беспощадно "убиваются" звукорежиссерами во время монтажа синхронного перевода. Если при просмотре переводного DVD вы замечаете дискомфорт от "не такого" звука - попробуйте посмотреть фильм в оригинальном звуке, с титрами. Иногда "эффект присутствия" при таком просмотре гораздо выше.
Делаем еще один, дополнительный вывод: звук, который Вы якобы слышите - это даже не то, что "влетело в уши", - слуховые центры вашего мозга (да прибудет в нем извилин независимо от их текущего количества) уже успели его проанализировать и обработать, и в сознании практически любой звук появляется вместе с "дополнительной информацией", которая на восприятие звука слушателем очень даже влияет.

Глава 2. Издевательство над теорией №2, или Голоса.

В предыдущей главе мы, повторюсь, выяснили, что звуковые колебания можно описать с применением двух основных характеристик - частоты и амплитуды (есть еще, например, фаза, но настольно глубоко копать мы не будем). Амплитуда, как мы с вами договорились - это сила, с которой совершается отдельное колебание. Чем сильнее исходное колебание (при одинаковой частоте и в одинаковых условиях, естественно), тем сильнее будет воздействие этого сигнала на ваши барабанные перепонки, то бишь звук будет расценен как более громкий.
А что характеризует частота? А частота как раз характеризует, выражаясь музыкальным языком, ноту, которую этот звук воспроизводит. Например, "до" первой октавы - это колебание воздуха на одной, определенной частоте. Частота измеряется, если кто не в курсе, в герцах. 1 герц равняется одному колебанию в одну секунду. Ну, надеюсь, что далее всем понятно, что 3 герца - это три колебания в одну секунду, а никак не наоборот…
"Что это вы тут пишете?" - воскликнет непросвещенный, но наблюдательный читатель, - "как это "до" первой октавы на одной частоте? Одно и то же "до" на саксофоне, на гитаре, на рояле - это ведь совершенно разные звуки! Мало того, если поймать Лучано Паваротти, привязать его к дереву и заставить петь "до" - он может спеть любую гласную букву, и уж я-то легко отличу спетое "Ааааа" от спетого "Ооооо"!".
Да, действительно, так и есть - несмотря на то, что разные музыкальные инструменты или голоса играют одни и те же ноты - голоса у всех совершенно разные. Дело в том, что ни один инструмент или голос (за исключением специальных звуковых генераторов) не воспроизводит одну частоту на одной амплитуде - амплитуда меняется практически с каждым колебанием то в плюс, то в минус (это называется амплитудной модуляцией). А "до" первой октавы у Паваротти - это на самом деле целый набор "до" и других нот разных октав, в которой "до" №1 имеет наибольшую среднюю амплитуду и считается основной, а остальные звуки (их называют "обертоны" или "гармоники") как раз придают голосу его индивидуальную окраску. Остается только восхищаться подаренными нам матушкой-Природой голосом и слухом - когда младенец говорит "мама", он на самом деле умудряется сгенерировать очень сложный набор звуковых колебаний, а его маменька в состоянии этот спектр зафиксировать и распознать.

Тем не менее, слышим мы не так уж и много из окружающих нас звуков - среднее человеческое ухо способно воспринимать колебания примерно от 40 до 17000-22000 Гц, с возрастом наши слуховые механизмы, к сожалению изнашиваются и грубеют. Мы, например, почти не в курсе, о чем поют летучие мыши, киты и дельфины - они общаются на ультразвуковом диапазоне. Инфразвук тоже вне приделов нашей слышимости, хотя сильный инфразвук мы частично можем воспринять - только не ухом, а кожей или диафрагмой, как тряску.

Впрочем, мы опять отвлеклись - раз уж начали беседовать о воспроизведении музыки, давайте так и продолжать. Только перед тем, как обсуждать воспроизведение, необходимо совершить небольшой экскурс в область звукозаписи и тиражирования.

Глава 3. Как слышится, так и пишется.

Допустим, что мы собрались записать на пленку выступление трио балалаечников "Виртуозы Верхней Пырловки". Какие трудности нас подстерегают в этом нелегком деле?
Трудность первая: куда засунуть микрофон? Несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, дело обстоит не так уж и просто. Допустим, мы усадили верхнепырловских виртуозов в обычную комнату всех троих и поставили перед ними один микрофон. Получится ли у нас хорошая запись? Нет, потому что, как мы уже говорили, микрофон будет записывать не только игру балалаек, но и отраженный звук от пола, стен, потолка и мебели. Запись в итоге получится посредственная, мягко говоря, по качеству. Берем три микрофона и запихиваем каждому виртуозу непосредственно в балалайку. Но звук опять не тот - звук-то внутри резонатора балалайки не такой, как снаружи, содержит гораздо больше паразитных призвуков...
Плюнув, решаем вывезти эту фолк-команду в чисто полюшко, где нет ни стен, ни потолка. Записали, слушаем… дьявол, как не вовремя подул ветер - половина верхнепырловских пассажей заглушена его шумом, шелестом трав, кваканьем болотных жаб и кучей посторонних звуков, невесть откуда на нашу голову взявшихся. Так что же делать?
Нормальный звукорежиссер на нашем месте арендовал бы студию звукозаписи. В такой студии есть несколько комнат, отделанных специальными звукопоглощающими материалами (для уменьшения отражений звука от стен), рассадит каждого участника в свою комнатушку, наденет всем наушники (чтобы друг друга слышали и играли в такт) и запишет каждого виртуоза отдельно на свою пленку. После чего будет колдовать над записью - сводить, микшировать и прочим образом глумиться над материалом. В результате его трудов мы получим моно-, стерео- или многоканальную запись на аналоговом или цифровом носителе. Чем они отличаются?
Монофоническая запись - это одна звуковая дорожка, которая будет воспроизводиться одним источником звука. В настоящее время моно используется только в радиотрансляциях станций вроде "Маяка". Слышать моносигнал мы будем исключительно как звук из совершенно определенного места.
Стереозапись - это две звуковые дорожки, каждая из которых воспроизводится отдельно, но при этом звучать они должны синхронно. Зачем нужно стерео? Затем, что количество ушей у нас равняется двум, каждый звук наши уши слышат немного по-разному. И, как мы выяснили, слуховые центры нашего мозга на основании сигналов, полученных по двум "разным каналам", выдают дополнительную информацию, например о местонахождении источника звука. Так что грамотное разложение звука на два канала дает слушателю иллюзию присутствия в концертном зале - на хорошей стереоаппаратуре "слышно" расстановку исполнителей. Как этого добиваются звукорежиссеры - отдельная история, используется ряд приемов - например, запись ритм-гитары в правый канал делается с чуть меньшей амплитудой и задержкой в несколько миллисекунд по отношению к левому - и нам уже кажется, что гитарист стоит слева от вокалиста. Похожими приемами добиваются также "выноса" отдельных партий "вперед", или наоборот, "заталкивания на задний план".
Многоканальная запись - это современное веяние, хотя эксперименты, например с квадро-системами начались минимум лет 30 назад. Принцип простой - если несколько источников звука расставить вокруг места слушателя и смикшировать определенным образом - можно создать гораздо более сильный эффект присутствия, нежели используя всего два канала. Еще бы - звук можно "пустить кружиться" вокруг комнаты, пропускать "сквозь" слушателя, да мало ли как можно использовать источники, которые расположены спереди, сбоку, и сзади слушателя! Пока что многоканальная запись чаще всего встречается в виде звуковых дорожек к фильмам на DVD, хотя при желании можно купить DVD-audio или SuperAudioCD - диски с многоканальным звуком. Существует несколько стандартов построения многоканального звука, позже мы их обязательно рассмотрим.

Теперь о носителях и форме записи звука. Аналог и цифра. Начнем с того, что звуковые колебания, издаваемые инструментом или голосом, воздействуют на чувствительную мембрану записывающего микрофона. Колебания мембраны создают слабые импульсы напряжения, которые затем усиливаются - и в результате на выходе усилителя мы получаем переменный электрический сигнал, в котором колебания напряжения повторяют колебания звуковых волн. Что можно сделать с этим сигналом?
Во-первых, попытаться его сохранить как есть, в форме сигнала - только вместо колебаний напряжения это будут колебания намагниченности частиц на магнитофонной ленте или колебания поверхности грампластинки. Чем хорош этот метод? В первую очередь тем, что при применении хорошей профессиональной аппаратуры на выходе мы получаем подробнейший образ сыгранного звука. Конечно, стоит принять во внимание тот факт, что любое преобразование сигнала вносит свои искажения, однако в профессиональной аппаратуре они сведены к минимуму. В серьезном минусе такого способа хранения информации - копирование и тиражирование. Каждая последующая копия будет хуже оригинала, а если использовать для перезаписи бытовую аппаратуру - можно сказать и "намного хуже", в чем легко убедиться, переписав запись с одной аудиокассеты на другую, потом на третью - уже третья копия будет четко отличаться на слух от первой.
Второй способ сохранения - оцифровка. Напомню, что у нас имеется некая зависимость значения напряжения от времени, по сути повторяющая звуковые колебания. Наиболее наглядно процесс оцифровки можно представить себе так: представим, что мы нашли самого быстрого в мире мальчика с и посадили записывать показания напряжения звукозаписи во время ее воспроизведения, примерно в таком виде:

Время, сек. Напряжение, мВ
0.0 0.0
0.001 0.513
0.002 1.714

Поскольку мальчика заставили писать показания через строго отведенные промежутки времени (в нашем примере - 1 миллисекунда), значения в левом столбце нас не интересуют, мы и так их сможем в любой момент легко рассчитать по номеру строки в правом столбце. Самое интересное - это правый столбец, поскольку в нем мы получили цифровое описание записанного звука. И по этому самому описанию можем в любое время "выстроить" запись обратно. Но здесь есть два важных момента. Первый заключается в том, что электроника пока не в состоянии "домысливать" и "дорисовывать" промежутки между записанными "мальчиком" точками, поэтому вместо гладкой кривой изначального сигнала у нас получится "лесенка" с длиной каждой "ступеньки" в 1 мс, а "высота" каждой ступеньки равна записанному значению. Для наглядности приведу рисунок,

ris15jy.jpg
ris15jy.jpg (18.21 KiB) Просмотров: 11985


сплошной линией показана "изначальная" кривая сигнала, пунктиром - кривая, выстроенная по записанным точкам. Очевидно, что эта кривая достаточно отдаленно напоминает оригинал. Вторая проблема становится понятна, если посмотреть на кривую, обозначенную штрих-пунктиром - это "кусочек" сигнала с частотой примерно 1 000 Гц. Очевидно, что описывать этот (не говоря уже о более "частом") сигнал "ступеньками" длиной в 1 мс вообще бессмысленно - внутри одной "ступеньки" сигнал успевает пройти полное колебание, е одной-единственной точкой это колебание никак не описывается.
Выход из этих двух проблем один - искать "более быстрого мальчика", то есть увеличивать частоту, с которой производится запись значения "оригинального сигнала". Если сделать "ступеньки" на нашем рисунке, допустим, в десять раз короче - тогда и кривая из таких ступенек станет намного точнее описывать оригинал (в правой части рисунка серым показана оцифровка с наполовину меньшей "длиной ступенек"). По научному частота записи показаний называется "частотой дискретизации". Обычный аудио компакт диск записывается с частотой дискретизации 44,1 кГц, что позволяет с очень высоким качеством записать сигнал с частотой от 20 до 20 000 Гц. Скажу вам, что среднестатистический слушатель вряд ли определит на слух разницу в качестве звука между компакт-диском и качественной виниловой пластинкой (винил пока считается эталонным носителем среди меломанов).
В чем сильные стороны цифрового звука? В том, что итоге оцифровки мы получаем, грубо говоря, "кучу чисел", цифровые данные, которые по большому счету можно хранить где угодно, хоть на бумаге. А для того, чтобы переписать цифровые данные, не требуется супер-аппаратуры, простой компьютер справится с таким копированием не хуже профессиональной техники. Качество самой записи от копирования никак не страдает - цифры-то те же самые, хоть тыщу раз их перепиши.
Раз уж мы заговорили о цифровых носителях, нельзя не пройтись парой строк по стремительно набравшим популярность форматам MP3, WMA и им подобным. В самом деле, - почему обычный компакт-диск после "сжатия" в МР3-формат занимает в несколько раз меньше дискового пространства? Дело в том, что на аудиодиске запись, как мы выяснили, делается по строгому алгоритму - в одну секунду считывается 44 тысячи "звуков", даже если записать абсолютную тишину - все равно 44 тысячи "нулей" в секунду займет свое место на диске. А ведь можно записать гораздо проще - "0" х 48 000 - такая запись занимает гораздо меньше места, не так ли? Вот при записи сжатого файла это и применяется - запись анализируется, в ней выделяются "одинаково звучащие кусочки", которые записываются в "упрошенном" виде, экономя место. А поскольку совсем одинаково звучащих кусочков не так уж много - запись "причесывается", то бишь в кусочки собираются не совсем одинаковые, а "примерно одинаковые" числа. При кодировании можно выбрать степень сжатия (это называется "битрейт"), чем ниже битрейт, тем смелее алгоритм сжатия обходится с сигналом, тем больше оказывается "похожих" кусочком, тем меньше места занимают данные.
Качество записи от этого, естественно, страдает, и с понижением битрейта его страдания становятся все заметнее на слух. На хорошей аппаратуре отличить хороший компакт-диск от МР3 даже с высоким битрейтом сможет практически любой человек со средним слухом. А вот, например, обычная автомагнитола с поддержкой МР3-файлов звучит одинаково посредственно, что с МР3 с битрейтом 192 бит\сек. (битрейт чуть выше среднего), что с аудио CD. Так что для средней автомузыки или для недорогих музыкальных центров применение "сжатых" форматов вполне допустимо.

Глава 4. Вы писали? Мы сыграем!

Поздравляю! Из дебрей теории мы наконец-то выбрались… в дебри другой теории. После того, как упорные читатели освоили основы звукозаписи и оцифровки, самое время рассмотреть другую цепочку - каким образом из электрического сигнала получить усладу для наших многострадальных ушей. То бишь заняться обратным процессом - преобразовать электрические колебания в колебания воздуха.
Дело вроде бы остается за малым - необходима такая штука, которая под воздействием электрического сигнала способно "толкать" воздух с требуемой силой (для обеспечения нужной громкости) в требуемом диапазоне частот - допустим, тех же 20 - 20 000 Гц.

Сначала отметим несколько важных особенностей распространения звука:
- сила воздействия звука на человеческое ухо, или энергия звуковых колебаний, пропорциональна квадрату частоты колебаний. Что это означает? А то, что для громкого звучания низких частот требуется гораздо большее механическое воздействие на воздушные массы, нежели для аналогичного звучания высоких.
- в стандартной квартире высокие частоты поглощаются гораздо лучше, чем средние и низкие. Именно поэтому, когда веселятся ваши соседи, лучше всего вам слышно бумканье, издаваемое музыкальным центром, голоса, как правило, слышны хуже, а вот звон стаканов ваших ушей достигает крайне редко - только когда их начинают массово бить на счастье (стаканы, а не соседей).

Теперь перейдем непосредственно к выбору источников звука. Итак, нам нужен такой источник, чтобы при воспроизведении низких частот он мог двигать относительно большие массы воздуха. Это достигается либо большой механической амплитудой, либо большой рабочей площадью. С другой стороны - для воспроизведения высоких частот он должен уметь коле$аться с большой частотой, а вот большая механическая амплитуда и большая площадь воздействия как раз не важны - звуковой энергии и так хватает.
Один из вариантов решения этой дилеммы - динамик с быстро изменяемой рабочей площадью. Такие в природе существуют, и даже выпускаются серийно, работают эти штуки на пьезоэлектрическом эффекте и представляют собой плоские панели, каждая частица которой - это своеобразный маленький динамик. Нужна большая площадь - пожалуйста, играет вся поверхность. Нужна маленькая - играет только часть панели. Честно скажу - не слушал. И даже не представляю себе, сколько стоит такое чудо техники.
Та акустика, которая продается у нас, практически вся выполнена на базе динамиков с индуктивными сердечниками.

ris28mi.jpg
ris28mi.jpg (11.54 KiB) Просмотров: 11985


Динамик (см. рис. 2) состоит из стержня - сердечника, вставленного в катушку индуктивности. Выступающая из катушки часть сердечника жестко связана с так называемым диффузором - по сути мембраной, края которой обычно эластично связаны с жестким основанием динамика. Пропуская ток переменного напряжения через катушку индуктивности, мы заставляем коле$аться сердечник, а вместе с ним и диффузор. Поверхность диффузора, собственно, и создает колебания воздуха.
Сразу отметим недостатки такой конструкции:
- площадь диффузора не изменяется;
- поскольку сердечник жестко связан с серединой диффузора - то она, наиболее подвижная его часть. Закрепленные края диффузора колеблются значительно меньше, то есть воздух "толкается" неравномерно, что искажает звук. Причем чем больше площадь диффузора, тем больше искажений.
- заставить сердечник эффективно и "чисто" работать на больших и малых механических амплитудах (от сантиметров до микрон) на всем диапазоне частот одновременно еще никому не удалось. Для низких частот необходим мощный динамик с длинным ходом, но увеличение механической мощности ведет к потере чувствительности - ВЧ-сигналы со слабой амплитудой его просто не тронут с места. Если делать динамик под ВЧ - то все с точностью до наоборот, за исключением финала: мощный НЧ сигнал просто порвет чувствительный ВЧ-динамик. Что характерно - в лохмотья.

Выход напрашивается сам собой - применять несколько динамиков, каждый под свой диапазон частот, а собственно сам сигнал каким-то образом делить на составляющие по частоте.
Этот принцип как раз и реализован в большинстве акустических систем. Даже более того - с появлением домашних кинотеатров активно стал применяться принцип разделения частот между разными акустическими системами, и в меломанской жизни появился Сабвуфер - акустическая система, способная воспроизводить только низкие частоты, но зато очень мощно. Его начали применять в составе домашних кинотеатров как средство для усиления различных спецэффектов вроде взрывов и землетрясений. Сейчас уже не редкость использование сабвуфера при прослушивании музыки, правда при таком применении требования к сабвуферу, а стало быть и его стоимость, повышаются.

Глава 5. Из чего же?

Из чего состоит акустическая система? Кроме динамиков, количество которых варьируется от 1 (как правило в сабвуферах) до 5-ти (очень редко), существует корпус, в котором эти динамики закреплены, и частотный фильтр, который как раз и делит поступающий сигнал на ВЧ, СЧ, и НЧ - составляющие. Каждый динамик "получает" от него "свою порцию" сигнала

Динамики. Если кому-то кажется, что о динамиках мы поговорили достаточно, то он даже не подозревает - насколько глубоко он заблуждается, ибо тема обсуждения динамиков бесконечна. Пройдемся только по самому важному:
- Даже сделанный под определенный диапазон частот динамик проявляет свой капризный, как у ветреной девушки, нрав. Ему бы играть весь свой диапазон частот одинаково, так нет же - у любого динамика найдутся как "любимые" частоты, так и "нелюбимые" - первые он играет охотно и легко, вторые, соответственно - неохотно и с жалобами.

ris37pw.jpg
ris37pw.jpg (28.06 KiB) Просмотров: 11985


На рис. 3 приведен пример совместной работы НЧ (черная кривая) и ВЧ (серая) головок - по горизонтальной оси отсчитывается частота, по вертикальной - чувствительность (иными словами - КПД динамиков). Признаюсь честно - рисовал сам, однако реальные АЧХ (так эти графики зовутся по-научному) ничуть не лучше - такие же горбы и провалы. Если выражаться поэтически - то АЧХ определяют "голос" системы, если говорить по-человечески, то АЧХ показывают искажения, вносимые акустикой в звучание - "горб" на определенной частоте означает, что этот кусок диапазона система воспроизводит хорошо, провал в АЧХ говорит, понятное дело, об обратном. Провал ниже -3-х Дб - явно слышимый недочет в звучании на этой частоте
Разбирающийся человек, взглянув на нарисованную мною АЧХ мог бы авторитетно рассказать что-нибудь вроде "колонки должны хорошо воспроизводить бас-гитару и мужской вокал, труба и саксофон будут звучать со слышными искажениями, колокольчики, тарелочки и прочие звенящие штуки скорее всего будут немного "забивать" другие звуки, совсем низких звуков практически не будет".
Кроме АЧХ есть еще ряд важных характеристик, например кумулятивное затухание сигнала, показывающее, насколько быстро динамик отрабатывает одиночный импульс и возвращается в исходное положение, есть ли "процесс устаканивания" после отработки импульса. Быстрое возвращение на "исходную позицию" и отсутствие послезвучий от "устаканивания" говорят о том, что звучать такой динамик будет детально, не будит мешать звуки в кашу. Быстрый ход сердечника говорит о хорошей "атаке" - способности резко и отчетливо выдавать мощный звук.
ВЧ и НЧ динамики в настоящее время делают из массы материалов, от специальной бумаги со специальной пропиткой до титана. Применяется алюминий и кевлар, шелк и керамика, ферритовые сплавы и полипропилен, специальные сорта дерева. Взглянув на колонку (со снятой защитной решеткой), вы без труда сможете различить динамики - ВЧ-динамик, в простонародье именуемый "пищалкой" - маленький, до 3-х см. в диаметре. СЧ и НЧ-динамики конструктивно похожи, внешне выглядят как вогнутые купола, низкочастотник крупнее СЧ-динамика, последнего в колонке запросто может и не быть. Колонку с двумя динамиками называют двухполосной, с тремя - трехполосной и. т. д. Чем больше диаметр низкочастотника, тем больше надежды на хороший бас от него. Впрочем, есть в природе так называемые "длинноходные" динамики, которые хорошо басят, хоть и диаметром всего10-12 см.. Однако такие динамики стоят хороших денег, поэтому в колонках стоимостью до 1000 долларов за пару вы такие вряд ли встретите. Очень большой басовик (более 25 см в диаметре) скорее всего будет басить настолько мощно, насколько и "грязно" - большая площадь диффузора будет вносить больше искажений. Кроме того, для раскачки большого динамика потребуется мощный усилитель.

О корпусе: Корпус - это важно. Кто не верит - могу посоветовать такой эксперимент: покупаете акустическую гитару стоимостью долларов этак 200. Побренчите на ней, постарайтесь запомнить звучание. После этого берете дрель или лобзик - и делаете в корпусе с десяток-другой отверстий в произвольных местах, или выпиливаете часть корпуса. Побренчите еще раз - звук гарантированно изменится. Поздравляю - эксперимент удался, гитару можете выкинуть. Она, такая красивая, уже никому не понадобится. Для людей с доходом более 1000 МРОТ на члена семьи могу порекомендовать повторить эксперимент на скрипке (500 - 1000 у.е.), для закрепления результата.
В начале статьи мы обсудили, что помещение оказывает на звук сильное влияние. Так вот - корпус влияет еще сильнее. Хотя бы потому, что динамики жестко в корпусе закреплены и исправно передают на него свои колебания. У НЧ динамика при работе задняя поверхность мембраны ходит так же, как и передняя, стало быть они "бьют" внутрь корпуса так же, как и наружу. В связи с чем корпус имеет гораздо больше шансов войти в резонанс с динамиком, нежели предметы в помещении. И, будьте уверены - он исправно резонирует, то есть на определенной частоте начинает "звучать" самостоятельно. Для того, чтобы победить отрицательный вклад корпуса в общий звук, корпусы делают:
- закрытыми, то есть без лишних отверстий - только дыры под динамики. Внутренности такой колонки пытаются по максимуму набить звукопоглощающими материалами.
- открытыми, то есть фактически без задней стенки. Такие колонки необходимо ставить подальше от стен и мебели, чтобы уменьшить воздействие низких частот на помещение.
- фазоинверторного типа. В большинстве продающихся сегодня акустических систем можно без труда найти отверстие, а то и два, сделанных в корпусе. Ближайший осмотр дает понять, что эти дыры не просто моль проела, а в них еще и трубки вставлены. Эти трубки как раз и называют фазоинверторами (ФИ). Выходы ФИ могут быть в передней (фронтальные ФИ), задней (тыловые ФИ), боковой и даже нижней стенке. А нужны они для того, чтобы "выводить наружу" звук в определенном диапазоне низких частот (диапазон этот определяют размер и конструкция корпуса и ФИ, материал корпуса). Еще раз посмотрим на АЧХ наших старых знакомых динамиков, только поместим их в грамотно сконструированный для них корпус.

ris42tk-4.jpg
ris42tk-4.jpg (28.86 KiB) Просмотров: 11985


Мы видим, что в АЧХ добавилась третья кривая (штрих-линия) - это "выхлоп" фазоинвертора, настроенного примерно на 40 Гц.
Попробуем построить общую АЧХ системы - и видим, что она получилась не такой уж и страшной - в, частности глубокие провалы в местах пересечения ФИ и НЧ, НЧ и ВЧ - выровнялись, потому что на этих частотах вместе "поют" два динамика или ФИ и динамик. Вполне себе симпатичная АЧХ вышла. Правда, это нарисовать такую кривую несложно, а вот построить систему с такой АЧХ - это очень и очень непросто.
Вклад корпуса в звук акустики легко почувствовать на себе. Практически в любом магазине, торгующем Hi-Fi техникой, вы сможете найти две модели акустики одного производителя, построенные на одних и тех же динамиках, в напольном и полочном исполнении, нередко такие входят в набор для домашнего кинотеатра. Сравните их на слух - напольная будет заметно лучше басить. В дорогих напольниках внутри корпуса чего только не встретишь - есть модели, в корпусе которых сделан лабиринт, через который проходит звук, прежде чем выйти на фазоинвертор. Слышал, что в одной модели акустики такой лабиринт сделан из гранита. О как, настоящий гранитный камушек в груди!
В основном корпуса делаются из специальной ДВП, дерева, алюминия. Лицевые панели могут быть сделаны из пластика, металла или композитных материалов, отличных от материалов боковин.
Если выбираете колонки фазоинверторного типа, учтите, что тыловое или боковое расположение ФИ требует, чтобы вокруг колонки, в том числе и сзади, не было ни одного предмета, тем более стены, в радиусе 50 см., а лучше в пределах метра. Близкое расположение выхода ФИ к стене чревато появлением низкочастотного гудения. Наименее капризны в плане установки обычно колонки с фронтальным ФИ.
Однако фазоинвертор - опять таки удовольствие не бесплатное. В том плане, что по сравнению с корпусами закрытого типа, где динамики работают "только вперед" фазоинверторные конструкции привносят свою лепту и в неравномерность АЧХ, и в количество "послезвучий". Эти искажения - расплата за активное взаимодействие динамиков с корпусом.
Если планируется озвучить комнату площадью 20 кв.м. и менее - рекомендуется не покупать напольные колонки, а остановить выбор на полочной акустике. Причина все та же - от напольников в маленькой комнате можно вместо басов получить гул как следствие многократного отражения НЧ-звука от близко расположенных друг к другу стен. А если покажется, что от полочников вам маловато баса - лучше докупить к ним хороший сабвуфер.
И напоследок - выводы. Главный - качественная акустика, к сожалению, не может быть дешевой. Даже если она сделана в Китае. Кстати, страна изготовления большой роли не играет - сейчас большинство колонок разработки именитых европейских и американских фирм делается именно в Поднебесной и ее окрестностях. А исконно китайская фирма Swen изготавливает нормально (за свои деньги) звучащие колонки. Правда, не все поголовно модели этой фирмы могут похвастаться очень хорошим звуком. Для ориентира - минимальная стоимость пары более-менее нормальных двухполосных полочников в нашей стране - 200 долларов. Подчеркиваю - минимальная для "хороших". Типичный портрет - двухполосник фазоинверторного типа, весом не менее 3-х кг, мощностью от 40 Ватт, в корпусе из ДВП с отделкой шпоном или винилом. Диаметр низкочастотника - 12-20 см. Напольники обойдутся в 300-500 доларом минимум
Отдельно хочется сказать о так называемых "домашних театрах в коробке", состоящих из 5 маленьких колоночек, субтильного сабвуфера и усилителя вместе с DVD-плеером в одном корпусе. Да, звук будет лучше, чем просто воткнуть DVD плеер в телевизор. И все. Для воспроизведения музыки эти дистрофичные изделия не сгодятся, потому что звучать им просто нечем. Выпускает ли эти коробочки Daewoo, Samsung, Philips или Sony - законы физики едины для всех марок. Справедливости ради заметим, что похожую акустику выпускают именитые производители акустических систем: KEF, JBL, Cabasse, Yamaha. Однако у них один комплект таких систем гарантированно стоит более 1000 долларов, такое направление "дизайнерской" акустики называется lifestyle. Производитель, как правило, честно позиционирует такие комплекты "для кино", и честно дает понять, что немалая часть из этой тысячи долларов берется за дизайн. А желающие за те же деньги получить больше звука могут спокойно у тех же самых производителей купить акустику с лучшим звуком, хоть и не такую всю из себя "стильную".
Производителей хорошей и очень хорошей акустики не один десяток, всех не перечислишь. Да и вообще - выбор акустики больше похож на лотерею. Поскольку идеальной системы не существует, производители изгаляются кто во что горазд: кто-то стремится максимально оптимизировать звучание "середины", кто-то гонится за плотным басом и яркими ВЧ, кто-то стремится создать лучший "эффект сцены" или динамику, и все чем-то жертвуют, да еще в ценовую категорию надо уложиться. Какие больше понравятся именно вам - никто не знает. Тем более, напомню, на итоговый звук сильно влияет помещение. Так что наилучший вариант - таскать акустику к себе домой, расставлять в комнате и слушать те жанры, которые именно вы предпочитаете. Каким макаром вы это сможете сделать - не представляю. Но, хотя бы общие рамки мы с вами очертили - и то хлебушек.
Да, чуть не забыл - если набираете акустику в комплект 5.1 - лучше всего брать системы одного производителя и одной серии. Наибольшая нагрузка в комплекте приходится на фронты и Сабвуфер, остальные компоненты играют роли на порядок скромнее, рекомендую учесть это при покупке.

Глава 6. Группа "Кирпичи"

Ну, будем считать, что про акустику сказано достаточно. Хоть и далеко не все. Крепитесь, осталось немного, DVD-плееры и ресиверы мы с вами обсуждать будем гораздо короче.
Во первых - почему именно DVD+AV-ресивер, а, например не пресловутый "театр в одной коробке"?

Аргумент 1. Тут без теории не обойдется, и поговорить придется прежде всего про "мощность". Что означает надпись "максимальная мощность - 100 Ватт на канал" в паспорте или на корпусе устройства и как она связана с максимальной громкостью? Почему домашний театр, если верить надписям, обладает "суммарной мощностью" в 240 Ватт, при этом весь театр вместе с колоночками и коробкой весит в полтора раза меньше, чем один ресивер со скромненькими 50 Ваттами на канал (то есть 250 ватт общей мощности)?
Спешу Вас обрадовать - это потому, что понятие "максимальная" мощность можно рассчитать несколькими способами, и производители пластмассового звука этим интенсивно пользуются, щедро приписывая своим изделиям замечательные характеристики. Вспомним о том, что у колонок есть свой диапазон воспроизводимых частот, при этом внутри него есть "любимые" и "нелюбимые" поддиапазончики. У усилительной техники есть такие же болезни, причем нелинейность воспроизведения частот зависит от мощности. Как правило, ровная АЧХ у усилителей держится примерно до 60-80% от максимального уровня мощности, способной выдаваться этим устройством, при увеличении мощности в сигнал начинают вноситься искажения.
Так вот, нормальный производитель в качестве максимальной указывает предельную мощность, при которой искажения на диапазоне 20-20000 Гц не превышают 1%. И его "50 Ватт на канал" означают, что "до 50 Ватт машинка будет звучать чисто, громче - возможны искажения, уж извините". Кстати, как правило, в паспорте такого устройства указывается еще и "мгновенная" мощность (то есть максимум допустимой на короткое время), для 50-Ваттного ресивера она будет составлять Ватт 100 на канал примерно. А вот гордые "240 Ватт суммарные" у "готового театра фирмы Hyui-Dzin-Dong" означают "Ну… Ватт до 15 играю еще терпимо, потом начинаю орать на СЧ, а на 40 ваттах меня порвет". Вот вам и отличия "громкости" от "мощности": если выкрутить у "пластмасски" громкость до упора, вместо звука слышен только надрывный рев на средних частотах. Если система мощная - вы можете спокойно общаться с компанией, практически на повышая голос, при этом вам нормально слышен весь диапазон играемой композиции, звук как бы "льется" в уши отдельно от разговора.
Аргумент 2: Новые стандарты. Коробочный театр, как "вещь в себе", работает с теми стандартами, под которые его сделали - допустим, это чтение CD, Video-CD, SVideo-CD, DVD, Mpeg 4. При этом поддерживает 5-ти (плюс сабвуфер, то есть 5.1) канальный звук в формате Dolby Digital I, II и DTS. Уже сейчас на арену выходят стандарты DTS ES, Neo: 6, Dolby Digital EX и прочие, с поддержкой 6.1 и 7.1 каналов. Значит, вскоре появятся и DVD-диски с записью в таких стандартах. А на смену обычному DVD-формату уже идет формат BlueRay и другие. В условиях "гонки стандартов", на мой взгляд, уместнее сейчас приобрести ресивер с поддержкой 7-ми канального звука - менять впоследствии придется только плеер, а не весь театр целиком.
Аргумент 3: Функциональность: ресиверы, как правило, имеют гораздо лучший инструментарий для управления звуком. Последняя замечательная вещица - автоматическая настройка каналов с помощью микрофона. Включаете ее - и ресивер сам выставляет баланс каналов, оптимизируя работу звукового поля под конкретное место прослушивания. Кроме того, на ресивер можно завести, например, видеомагнитофон, старый CD или виниловый проигрыватель, кассетную деку, тюнер и многое другое. С некоторыми моделями в комплекте идет обучаемый или перепрограммируемый пульт ДУ, который можно настроить на работу с остальной имеющийся у вас техникой. То есть с помощью ресивера можно объединить всю вашу технику в единый центр. Коробочника в это плане не то что "рядом не стояло", а даже в "пределах видимости не стояло никогда".

Для того, чтобы перейти к вопросам выбора ресивера и плеера, вам придется прочитать еще одну главу:

Глава 7. Вопросы спевки

Каким образом можно подключить DVD - плеер к ресиверу? Существует, оказывается, несколько способов. Но перед тем как их перечислить, вспомним, что информация на любом компакт-диске записана в цифровом виде, а слушаем мы ее "в аналоговом", что неизбежно приводит нас к необходимости "перевести" ее из одного вида в другой. Нелегким этим делом занимаются ЦАП, они же цифро-аналоговые преобразователи. При преобразовании в сигнал не менее неизбежно искажается, для минимизации этих искажений производителю приходится применять качественные ЦАП, что неминуемо удорожает изделие. Делаем простой вывод - в дешевых плеерах и ресиверах стоят дешевые ЦАП. Кроме ЦАП, в ресиверах есть АЦП - аналого-цифровые преобразователи. Как мы выяснили, ресивер может принимать на вход аналоговые сигналы с различной аудио-видео техники, а еще он может над этими сигналами различно издеваться - например, делать из стереосигнала пяти- и более канальный звук, "раскладывая" два канала по алгоритмам Dolby Pro Logic, DTS, и по своим собственным. Например, он может имитировать "звучание" концертного зала, стадиона, дискотеки, джаз-клуба и т.д. Обработку сигналов он производит в цифровом виде, значит АЦП ему просто необходимы для того, чтобы "разложить" звук с любого стереоисточника.

Теперь к делу. Стандартные выходы звука, которые может иметь DVD-плеер, следующие: цифровой выход (SPDIF - протокол), коаксиальный или оптический, стереовыход (два "тюльпана"), 5.1. компонентный выход (шесть "тюльпанов"). На ресивере, понятное дело, для подключения должны быть соответствующие входы. А теперь про различия:
1. Через стерео, то есть "по двум тюльпанам". Сигнал проходит так: диск (цифра) - ЦАП DVD (аналог) - ресивер (аналог) - АЦП ресивера (цифра) - процессор окружающего звука в ресивере (цифра) - ЦАП ресивера (аналог) - усиление - колонка. В некоторых ресиверах есть режимы, при включении которых сигнал с плеера идет прямо на усиление, минуя кучу преобразований. Сигнал искажается наименьшим образом, однако работать будут только две фронтальные колонки.
Плюсы: если DVD-плеер оборудован функцией караоке, то скорее всего ваш голос будет передаваться только через этот стерео-выход или через 5.1.
Минусы: много преобразований. DVD-плеер придется покупать дорогой - нужны качественные ЦАП в любом случае. Возможно дополнительное искажение сигнала при передаче с плеера в ресивера, поскольку передаем в аналоговом виде.
2. Через компонентный 5.1. Путь сигнала: диск (цифра) - АЦП плеера (аналог) - ресивер (аналог) - усиление - колонки.
Плюсы: если планируется слушать форматы SuperAudio CD или DVD-Audio, то дешевых альтернатив этому соединению пока нет. Поясню - в этих стандартах звук записан мало того что в формате 5.1, так еще и с повышенным качеством (частотный диапазон достигает 96 кГц), и SPDIF-порт с таким потоком не справляется. Правда, последние модели качественных ресиверов и плееров Pioneer (и других) оснащены новыми цифровыми портами i-link (M-link, Denon-link), но пока этот способ связи непопулярен, да и техника дорогая. Кстати, диски SACD и DVD-A тоже пока отнюдь не дешевы, видимо, потому и мало распространены. Не говоря уже о колонках - акустика тоже имеет ограничения по максимальной частоте воспроизведения, моделей с "потолком" выше 22 000 Гц лично я знаю считанные единицы. Дешевой ни одну из них назвать не рискну.
Минусы: нужен дорогой плеер. Не все ресиверы оснащены 5.1-входом.
3. "По цифре", то есть по коаксиалу или оптике (между ними разницы нет). Сигнал бежит так: диск (цифра) - плеер (цифра) - ресивер (цифра) - ЦАП (аналог) - усиление - колонка. Отметим одну важную особенность: ЦАП плеера в этой схеме не задействованы вообще. Имеет место преобразование цифрового потока с диска в в SPDIF-поток, но такие преобразования являются стандартной операцией и на качество сигнала практически не влияют.
Плюсы: можно сэкономить на DVD-плеере, разницы в звуке между дорогим и дешевым быть не должно. Ресиверы как правило больше "любят" цифру и при включении кнопочки play на плеере сами переключаются на нужный вход. Отсутствуют искажения при передаче сигнала с плеера на ресивер.
Минусы: Если вы купили пиратский DVD из разряда "20 фильмов на диске", в котором из звуковой дорожки для экономии места вырезали 3.1 канала и оставили только стерео, то и слушать вы будете только стерео. Не скажу за все модели ресиверов, но мой ведет себя именно так - при проигрывании DVD не дает возможности применить режимы окружающего звука. При этом обычный CD можно слушать с применением всего арсенала режимов ресивера.

На практике: мною куплен один из самых недорогих DVD-плееров с караоке и Mpeg-4, производства одной "широко известной китайской фирмы". С ресивером я его соединил сразу двумя способами: цифровым коаксиалом на вход "DVD" и двумя тюльпанами на вход "CD" ресивера. И спокойно слушаю и смотрю "нормальные" диски по цифре, а ежели вздумается мне исполнить нетленку навроде "Виновата ли я?" или посмотреть "пиратку" с двухканальным звуком - выбираю на ресивере источник "CD" - и вуаля.

Глава 8, или А покороче нельзя?

На вопрос в названии главы оперативно отвечаю - по-моему, нельзя. Несмотря на объем написанного (удививший меня самого в первую очередь), не раскрытыми оказались достаточно важные темы. К примеру, о сабвуферах практически ни слова не сказано, а между тем этот компонент в составе ДК - отнюдь не последний, я бы поставил его на второе по важности место, первое по праву занимают фронтальные колонки.
Короче не получается, потому что целью написания этой статьи стоял ни призыв вроде "покупайте керосин у Кириллыча и Мефодьича - они его меньше остальных разбавляют!", ни "все выкидываем свои бумбоксы и тратим кровные на хороший hi-fi!". Целью написанного является скорее доступно объяснить, почему барахло широкого потребления неспособно нормально воспроизвести звук. Потому что оно этого физически не может сделать, как на мопеде марки "Карпаты" нельзя разогнаться до 120 км/ч, даже под горку и при попутном ветре.

Существует и много других "почему".

Почему, например, большинство людей не слушает классическую музыку? Двести лет слушали, а тут вдруг - бац, и перестали! Ну, во-первых, и раньше ее слушали не очень - народ предпочитал музон попроще, исполняемый уличными аналогами проекта "Руки вверх!", хороших музыкантов никогда много не было. Во-вторых - а много ли людей слушало хорошее исполнение классики вживую? А что слушало "много людей"? Мне, как и большинству из нас, любовь к классике пыталась привить учительница пения путем установки заезженной пластинки фирмы "Мелодия" в проигрыватель системы "чемодан" производства Саратовского ПО "Корпус". И какое, интересно, наслаждение я мог бы поймать от раздававшихся из нутра этой адской машины (я про проигрыватель, а не про учительницу) типа "звуков"? И что общего у этой пытки для ушей с концертом хорошего камерного оркестра, от живого звучания которого тебя буквально пробирает до дрожи?

Почему большинство людей устраивает обладание "пластмассками"? Да все по той же причине! Многие из нас слушали хорошую аппаратуру? Не "слышали", а именно "слушали"? Даже если у вашего знакомого стоит хорошая система, приходили ли вы к нему хоть раз специально для того, чтобы музыку послушать? Ага, как же… пиво-креветки, анекдоты и "Песня года" по ящику. Если вечер удается, то еще и упомянутая "Виновата ли я" в хоровом (в этом слове вторая буква может быть при желании изменена на "е") исполнении. Угадал?

Тогда как определиться - хорошо ли у человека со слухом настолько, чтобы тратиться на хорошую аппаратуру, и нужно ли это ему вообще? Способ, к сожалению, один - слушать. Причем не абы как. Если все-таки наличествует "знакомый" с хорошей аппаратурой, можно сделать так: купить ему пива и отравить к себе в гости его пить. А самому взять пару дисков с любимой хорошо знакомой музыкой - и вперед. Слушать надо в расслабленном состоянии, лучше в тишине, а еще лучше в темноте или полумраке: когда зрение не помогает, слух сам собой обостряется. Незачем сразу пытаться определить разницу в звучании - попробуйте для начала просто "погрузиться" в музыку как таковую, попытайтесь определить количество инструментов и голосов в композиции, когда какой инструмент вступает, а когда "уходит", в какой части "сцены" он играет. Если получится устроить несколько таких прослушиваний - вообще здорово. Только, если слушаете стерео-диск, слушайте его в режиме "стерео", без разложения на каналы и обработки процессором AV-ресивера. "Звук вокруг" - это забавно, но качество звучания от обработки гарантированно страдает.
Если после этой процедуры вы, услышав знакомую композицию на "пластммасске" не воскликнете удивленно что-нибудь вроде "да здесь же половины инструментов вообще не слышно!" - можете жить спокойно, болезнь под названием "аудиофилия" вам никак не грозит и на "музыку" тратиться бессмысленно.
А если у вас мелькнет-таки мыслишка "е-мое, звучит так, как будто половина оркестра покурить ушла" - мои соболезнования, похоже вы вскоре попадете на некоторое количество денежек. Ибо руки вскоре сами будут чесаться - выкинуть, выкинуть к дьяволу эту дешевую бубнилку и взять "что-нибудь нормальное".
Да… хоть и человек я местами отзывчивый и временами гостеприимный, к себе в гости, уж извините, не приглашаю: жена, дети, квартира маленькая, ремонт не закончен. Да и системка собрана достаточно скромненькая.

Глава 9. Практическое пособие.

Ну что ж, поскольку вы успешно заболели, определимся с тем, чего вам так не хватает для счастья. Не хватает нам акустики, "кирпичей", то есть ресивера и плеера, ну и проводочков разных для их соединения. Собирать будем систему 5.1
Начнем с акустики. В принципе, все уже написано выше - комнату до 20 квадратов лучше озвучивать четырьмя полочниками, центральной колонкой и сабвуфером. Все компоненты (кроме саба) желательно брать одной линейки, ну как минимум одного производителя, иначе разный "акцент" систем может испортить многоканальный звук. Прикиньте, куда вы все это хозяйство будете расставлять: если "фронты" будут стоять около стен или мебели, лучше брать акустику с фронтальным фазоинвертором.
Номинальная мощность пары - от 50 до 100 Ватт. Слишком мощные колонки, как правило, начинают полноценно звучать только на высоком уровне громкости.
Обратите внимание на номинальное сопротивление (импеданс) акустики. Оно может равняться 4-м, 6-ти или 8-ми Омам. При прочих равных лучше брать колонки с большим сопротивлением, для "раскачки" низкоомных колонок потребуется более мощный ресивер. А вот какой "акцент" вам понравится - этого я никак не скажу. Одни хотят максимально "чистый" звук (интересно, а с чем сравнивать степень "чистоты"), другим важна "напористость" и "сила". Главное, как мы уже упомянули, звук систем в магазине будет гарантированно отличаться от звука у вас дома. Влияние помещения, опять таки говорили. Если есть возможность - рекомендую купить для фронтов стойки на шипах.

Ресивер. Критерии выбора такие: чтобы мог работать с выбранной вами акустикой - не все модели рассчитаны на работу с низкоомными системами. Желательно, чтобы номинальная максимальная мощность ресивера была Ватт на 10-20 меньше, чем максимальная мгновенная мощность колонок, - неоднократно слышал и сам был свидетелем, как иные нетрезвые личности с криком "ну-ка ну-ка, что ты можешь?" выкручивали громкость ресивера на максимум и сжигали ВЧ-головки у колонок. В остальном - на Ваш вкус. Неплохо бы послушать как он звучит именно с вашими колонками, есть мнения (и их немало), что ресивер к колонкам надо подбирать "по звуку". Может быть, не знаю… на мой взгляд и слух, ресивер вносит на порядок меньше искажений в звук, нежели помещение, поэтому слишком долго подбирать не советую. Про "полезные штучки" я уже писал. Марки можно и перечислить (это отнюдь не все): Kenwood, Sony, Pioneer, NAD, Yamaha, Denon, Marantz, Nec, Cambridge Audio, Harmann/Kardon - более-менее нормальные бренды. К "китайцам" типа Sherwood, BBK, Swen лично я отношусь настороженно, возможно зря.
Также советую обратить внимание на массу ресивера. Масса - это косвенный показатель качества примененных силовых элементов, чем она больше - тем лучше. Шесть килограмм для ресивера 5х100 Вт - это скромненький показатель. Хороший вес - 10-12 кг.
Еще один признак хорошего ресивера - это высокая потремляемая мощность. При суммарной мощности каналов в 500 Ватт ресивер никак не может потремлять от сети 200 Ватт максисмум, вывод - звуковая мощность "дутая". Нормальный ресивер должен "кушать" от 500 Ватт минимум до киловатта.
На модные нынче "тонкие" ресиверы внимания обращать не советую. Пробовал недавно один - не вдохновил совершенно, дохленький.

DVD-плеер. Если связывать с ресивером по "цифре" - никаких особенных требований к плееру нет. Будет неплохо, если он окажется мультизонным, с поддержкой "сжатого видео" (DivX, Xvid). Если Вам будут предлагать навороченные модели с опциями вроде "прогрессивной развертки", имеет смысл поинтересоваться - а поддерживает ли ваш телевизор эти модные "видеопримочки"? Если нет, то вам они и не нужны.
Естественно, надо сравнить плеер и ресивер на предмет совместимости по входам-выходам (см. Главу 7). Если решили связывать, например по оптике, необходимо убедиться, что эту возможность поддерживают как плеер, так и ресивер.
Дорогой плеер, в принципе, кроме как для SACD и DVD-video, на мой взгляд, не нужен. В принципе, если есть возможность, то для прослушивания CD можно прикупить хороший CD-плеер отдельно. Но это уже для претендующих на hi-fi "высокого полета".

Проводочки. Их количество зависит от состава и стоимости систем. Для колонок подходит медный кабель площадью сечения 1,5-2,5 кв.мм, для связи плеера и ресивера - цифровой коаксиальный либо оптический, больше 20 долларов тратить на него смысла нет, только если дешевле не найдете. Столько же - за "два тюльпана", лучше брать отдельные кабели "тюльпан-тюльпан". Еще один такой кабель, возможно, придется приобрести для сабвуфера.

Помещение более 20 кв.м. площадью. Рекомендации те же, за исключением фронтальной акустики и максимальной мощности. Акустику на фронт можно смело брать как полочную, так и напольную. Лучше напольную. Максимальная мощность комплекта зависит от размеров помещения, если говорить об обычной комнате до 40 квадратов - думаю, 120 "настоящих" Ватт на канал - это уже многовато. Но все зависит от запросов слушателей - некоторым необходимо, чтобы пол ходуном ходил.

Теперь о деньгах. На первый взгляд вроде очевидно, что чем больше их потратишь - тем лучше. Однако здесь отнюдь не все так просто. Во-первых, до определенного ценового уровня прирост качества звука системы примерно соответствует приросту в ее, системы, стоимости (хотя, конечно, "качество звука" - вещь слишком относительная для оценки). Дальнейшее увеличение цены адекватного прироста в качестве, к сожалению, не дает. Во-вторых, не стоит забывать про акустику помещения: тонкие нюансы воспроизведения звука, которые реализует высококлассная аппаратура, помещение просто "убьет".
К сожалению, действительно дорогой аппаратуры (более 1500 долларов за компонент) я пока не слушал, поэтому и от мнения воздержусь. Приведу вместо этого мнение М. Афанасенкова (http://www.afanas.ru), физика и музыканта, который в своей статье "Разумно о домашнем театре", ссылаясь как на теорию, так и на результаты измерений, определил минимальную и максимальную суммы, которую можно разумно вложить в домашний кинотеатр (без учета стоимости телевизора). Кстати, интересующимся рекомендую прочитать.
Цифры получаются примерно такие, в американских долларах США:
- фронт (полочники) - 300..600
- фронт (напольники) - 300..700
- тыл (полочники) - 200..400
- центр - 200..300
- сабвуфер - 300..500
- ресивер - 300..700
- плеер - от 100

Брать более дорогую систему есть смысл только в том случае, если вы решите сделать акустическую подготовку помещения, а именно:
- вынесете из него всю мебель, кроме мягкой. В первых рядах должны бодрым шагом шествовать серванты, зеркальные шкафы и прочие стеклосодержащие предметы, том числе люстры и торшеры;
- постелите толстый ковролин на пол. Стены лучше тоже украсить коврами по максимуму;
- повесите плотные тяжелые шторы на окна.

"Если в доме нету денег", комплект можно приобретать частями. Предметы первой необходимости: полочники, ресивер и плеер. С этим комплектом уже можно и музыку послушать и фильм посмотреть. Затем, в порядке востребованности, покупаете сабвуфер, напольники или еще одни полочники (в первом случае уже имеющиеся полочники становятся тыловиками, во втором - возможны варианты), центр. Лучше сразу нацелиться на более дорогой театр и покупать его по частям, чем купить весь комплект "насколько денег хватает". Убедился на личном опыте.



Ну, вроде все. Наслаждайтесь звуком. Да, если в результате ваших аудиофильских развлечений вы разочаруетесь в творчестве металлистов, рэпперов, группы Prodigy, "Золотое Кольцо" или "Корни", и ни с того, ни с сего вдруг начнете слушать джаз или классику, - не волнуйтесь, это нормально. Хороший звук, знаете ли, и не на такое способен.
Списывал у двоечника (с)

NoName
 
# 39
Ого, скока буков!!! :?
крута... 8-)
Распечатаю, почитаю... :beer:


зицпредседатель
 
# 5
умно, много букв, неосилил.... на выходных попробую еще раз
spend all the money on beauty and drugs


Босяк
 
# 677
# Донецк
Бенище... хорошая работа... я сам писал две статьи в музыкальные в журналы...
Я увлекаюсь звуком давненько уже...

Несколько рабочих... не замечаний... а предложений...
Понимаю что можно было и книгу написать... но все же... хочешь принимай хочешь нет...

1. Терминология... думаю в приложении можно дать расшифоровки большинства технологий... например... Dolby Surround (DSS), Dolby Surround Pro-Logic, ТНХ, Dolby Digital EX, Digital Theater System, Virtual Dolby Surround, Virtual Surround Sound (VSS), Virtual 3D Surround, 3D-Phonic, Spatializer и т.д. .... и описание этих систем... хотя бы в двух трех предложениях ну это к примеру... или что такое тонкомпенсация... по моему это важно... очень неплохо было бы раскрыть такую характеристику как чувствительность... и АС... как интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 м при подаче на динамики гармонического сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт... измеряемая в дБ/Вт-м. и усилителей... измеряемая просто в микровольтах... или миливольтах тоже важно... ибо нужно раскачивать железяки...)))
2. Совсем про импеданс ничего не сказал... а люди часто спрашивают... почему они разные... и какоие лучше...)))))
3. По поводу аналога и цифры хотелось бы поподробнее... Явный бок компакт диска... например... такой баг... как ослабление слабого сигнала и усиление сильного... это напрягает... искушенный слух... и многое другие отличия...
4. Также интересно было бы послушать о войне лампа транзистор... хотя в общих чертах...
5. О конструкции АС поподробнее хотелось бы... рупорные... диполи... и прочее...классификация бы подробная не помешала...
6. Раскрыть особенности распространения низких и высоких частот... разница существенная...
7. Вытекает из шестого предложения... особенности расстоновки АС в помещении... угол восприятия... и т.д....
8. Совсем про Хай Энд не сказал... ))))) Это же целая философия...))))) И актуально для богачей...)))
9. О мощности... что это такое и тд... что такое PMPO и RMS... почему пишут на маленьком бумбоксе 1500 ватт!!!! )))))))
10. поподробнее разницу между герметичными и фазоинверторными... например преимущества герметичных... в ровной АЧХ и улучшении импульсных хар-к... (реакция на ступенчатые сигналы)
11. Совсем нет про микрофоны...)))) Хотя может ине надо про них... но все же...

Думаю вообще можно сделать цикл статей... потому как все равно когда пытаешься в одной статье описать многое... все равно получается кавардак...)))


Спасибо.
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел


Босяк
 
# 677
# Донецк
http://inform-hifi.narod.ru/

Вот неплохая подборка статей...
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел


мегаж@пищще
 
# 515
Стасище!!!

Во-первых, несказанно удивил - вроде ты в хай-файных темах не светился вааще... А отчего бы тебе не выложить свои статьи?

Во-вторых - огромадный пасиб за рецензию! :beer:

Таперича по пунктам:

1, 3, 4, 5, 6, 8, 11 - ИМХО, расходится с целью написания. Я старался не нагружать статью терминами и фактическими значениями... и так сплошная теория получилась :( статья предназначена в первую очередь для неподготовленной аудитори, вааще не рубящей ни в акустике, ни в физике.

Я далеко не дока в этом вопросе, мало того - систем слушал очень мало... за лампу/транзистор рассуждать не хочу, за хай-энд тоже... холиварс мне неинтересны. Вряд ли "богачи" станут тратить время на такую статью, ежели что - наймут саунддизайнера и он им ХЭ успешно впарит и без меня :)

2. Импеданс "уложил" в две строчки :). ИМХО - достаточно на первый раз, иначе это будет еще челый кусок с графиками зависимостей типа номинальных, фазовых, активных-риактивных. Усложняет. :)

9. Написал в гл.6, без упоминания стандартов, опять таки в жертву простоте и образности :)

10. Про ЗЯ дописал, спасибо за ценное замечание :beer:

ЗЫ: и спасибо доброму человеку, который мне фотки подправил и оглавление сделал :beer:
Списывал у двоечника (с)

NoName
 
# 39
ben
nomade
Мужики, не ожидал! 8-)
Супер! :beer:


мегаж@пищще
 
# 515
Пасиба, Саныч! :beer: Насчет "супер" это тыпогорячился - ИМХО, длинновата...
Списывал у двоечника (с)


Босяк
 
# 677
# Донецк
ben

Да просто я там не светился... патаму что там быт в основном... там бы я тока занудничал... яж технарь... мне интересна физика процесса... начинка...

После того как классе в 6 я взял паяльник в руки... тогда и понеслась...)))
В 10 классе делал и разрабатывал автомобильные усилители... в начале 90х такого ещё не было... поэтому хорошо тогда заработали... дизайн крутой был... светодиодов уйма... и динамики врезали... 4 штуки 10 ГДШ... во было счастье...)))

Потом пару лет собирал концертные усилки на лампах... узбеки брали с удовольствием... свадьбы гулянки... и т.д...

АС собирали... тогда воплощали в них все достижения вычитанные в иностранных журналах... на англицком... остроконечные стойки... наполнение кварцевым песком... мраморные плиты тулили... и т.д....

Вобщем... был я заведующим звуковой частью в телеателье...))))

Дома АС стоят собственной проэктировки... 25 номинальной... пьезовые верха...
Усилок тоже на 50 пароцентов мой... база старая советская... доводил до ума сам... выгнал по осцилографу тютелька в тютельку...

Серьёзно занимался лампой... Отсюда и ХЭ увлекся... Но за неимением дених... сильно не увлечешся... но слушал много... благо знакомые есть...))))))))

А вообще мой совет всетаки замастырить цикл статей...

Но работа суперская...

Свои статьи пропали когда винт накрылся... нужно найти журнальчики те... что трудно...))) и набрать в ручную...))))
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел


Босяк
 
# 677
# Донецк
Ещё хорошие динамики довелось в жизни увидетьт собственными глазами... Это ИОННЫЕ... на Тлеющем разряде...

Это просто необычайно... !!!!! Источник звука хер определишь!!!!!! Правда пахнет в комнате... иногда... и говорят потом член не встает...))))))))))))))))

Но качество почти идеальное...
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел


мегаж@пищще
 
# 515
nomade оказывается, ты парень крутой (как бутерброд с бастурмой (с) Мадагаскар), куда я тут со своей поверхностной начитанностью вылез... :oops:

Насчет "цикла статей" - а че, чем чорт не шутит... По крайней мере - уж про акустику-то можно еще штук несколько таких статеек сварганить :)
Списывал у двоечника (с)

NoName
 
# 39
nomade писал(а):Да просто я там не светился...

жжОшь!!! не по-деццки жжОшь!!! 8-) :D :beer:

nomade писал(а):Ещё хорошие динамики довелось в жизни увидетьт

Купишь себе на пенсии... когда стоять не будет по-любому... :lol: :lol: :lol:


Босяк
 
# 677
# Донецк
Да их сейчас фиг найдешь...
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел


Босяк
 
# 677
# Донецк
ben писал(а):nomade оказывается, ты парень крутой (как бутерброд с бастурмой (с) Мадагаскар)

Да ну Ты сказанул... я радиолюбитель простой... ))))))

А цикл всегда хорош... тем что спокойно и не спеша описывает всё... не галопом по европам... и все в кучу... а по разделам... спокойно... и денег больше заплатят...))))
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел

NoName
 
# 39
benище

Пользуясь случаем, еще раз хочу сказать тебе спасибо тебе за работу! :beer:
Трех моих товарищей твоя статья уберегла от покупки барахла типа ДК все-нах-в-одном-нах. И еще один призадумался... видимо не дочитал пока... :D


Босяк
 
# 677
# Донецк
Даешь цикл статей!
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел


мегаж@пищще
 
# 515
Саныч, спасибо! Привет друзьям! Пусть не торопятся - такие вещи не на год берешь.
Стас, насчет "цикла"... ко мне тут пришла "радость" откуда не ждал - заказали сценарий... :shock: причем такие люди, которым мне очень не хочется отказывать. Как разберусь с заказом (не факт, что я его писать буду), подумаем за совместное творчество на предмет, например, полочных АС - согласен?
Возможно, при встрече обсудим :)
Списывал у двоечника (с)


 
# 349
# Донецк
nomade
:o :shock:
........Ну от Бена всего ожидал... Но от тебя!
Ну, Стасик! Погоди!..

x.y.z.
 
# 377
xui xui sadsaa


 
# 349
# Донецк
Вообще забыл...
Вот бы старый форум почитать... :smoke:


 
# 7155
# Ленинград
Я многое из старого форума сюда перетащил. Что смог) Будет время, перетащу остатки..
а, может быть, осталось добрых ангелов мало,
вот и случилось так, что сердце моё стало
камнем, камнем...


 
# 349
# Донецк
Gnome,
Не знал... Сейчас поищу... )))

А где искать? Целиком, по темам или по годам?


 
# 7155
# Ленинград
Эммм... Ну... короче, в любой раздел заходи, и всё, что в самом низу - это старые темы. Ты посмотри, они даже датированы некоторые 2003-м - 2005-м годами)) Я дату и время постов при переносе сохранял)) А в одном конкретном месте они не лежат, как-то раскиданы по форуму)
а, может быть, осталось добрых ангелов мало,
вот и случилось так, что сердце моё стало
камнем, камнем...


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4